Наблюдения за растениями.
Наблюдение – одна из форм познания окружающего мира. Это устроенное воспитателем целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми явлений окружающего мира, и прогулка в детском саду отлично подходит для проведения данного вида деятельности.
Дети подготовительной к школе группы в рамках факультатива «Маленькие экологи» проводят наблюдения за различными объектами и сезонными изменениями в природе, которые направлены на получение знаний о природных изменениях в течение года, о росте и развитии растительного мира. Так, в ходе целевой прогулки «По следам осени» мы отметили, что на улице похолодало, поэтому листья изменили окраску, начался листопад; первыми оголились верхушки деревьев, потому что больше подвержены воздействию ветра. Наблюдение за цветниками позволило закрепить представления об этапах роста растений. Рассматривая ягоды вишни и рябины, дети провели связь между весенним цветением плодами. В ходе опытно-экспериментальной деятельности воспитанники узнали, как выглядят и где находятся семена некоторых цветов, деревьев, овощей. Большой интерес вызвал поиск семян на хлебном поле детского сада, многие увидели впервые, как созревает хлебные культуры. Дети пришли к выводу, что семена разных растений выглядят по-разному, «прячутся» в разных местах и распространяются разными способами.
Наблюдения проводятся в форме диалога, мы обсуждаем увиденное, делимся эмоциями, чтобы полученные знания были конкретнее и ярче, а впоследствии дети могли их применять на практике.
«Природа и фантазия»
13 октября старшая группа побывала на городской выставке «Природа и фантазия», которая проходит каждый год на станции юных натуралистов. На экскурсию мы пошли вместе с родителями. По дороги ребята называли улицу, по которой мы идём. Подойдя к проезжей части, дети говорили своим сверстникам, как нужно переходить дорогу, какие правила нужно соблюдать.
Зайдя во двор, дети обратили внимание на большую территорию, спросили, что здесь растёт. К нам вышел экскурсовод, мы пошли по территории станции, ребята задавили вопросы, на которые получали ответы. Ребята внимательно рассматривали деревья, спрашивали их название, некоторые названия деревьев они знают и называли сами. Например: у рябины листочки осенью опадают, но остаются ягодки, эти ягодки кушают птицы. Задавали вопрос, почему у елки опадают иголки, оказалось, что это лиственница, хвойное дерево, на зиму она сбрасывает иголка, вот такая особенность лиственницы.
После прогулки по территории станции юных натуралистов ребят пригласили пройти и посмотреть выставку «Природа и фантазия». Воспитанникам рассказывали о выставки. Это городская выставка в ней принимают участие ученики школ нашего города и дети детских садов, на выставки приносят работы из природного материала. Во время рассказа о выставке мальчиков и девочек просили посчитать, сколько ёжиков на выставки, сколько совушек, найти самую большую совушку. Было очень интересно узнать кто из ребят самый внимательный.
Ребята нашей группы были удивлены, найдя свои работы на выставки. Захар, Маша и Алиса поделились рассказом, из каких природных материалов сделаны их работы. Маша рассказала о ёжике, которого она вместе с мамой сделала из шишек, которые собирали в бору во время прогулки. Захар с мамой и старшей сестрой сделали весёлых мышек из желудей.
Возвращаясь в детский сад, воспитанники делились впечатлениями, что им больше всего понравилось и запомнилось на выставки. Экскурсия оказалось очень интересной и познавательной для ребят.
Знакомство с русской избой
Солнечным октябрьским утром дети старшей группы отправились в центр русской народной культуры «Лад». Экскурсия была проведена в рамках тематической недели «От зёрнышка до булочки» и направлена на знакомство с русской избой и изучение процесса выпечки хлеба нашими предками.
Участие в данном интерактивном занятии не только обогатило и дополнило знания детей о процессе изготовления хлеба, но и дало возможность практически поучаствовать в этом. Дети с интересом пробовали молоть зерно, просеивать муку, взбивать масло и ставить хлеб в печь. Удивление вызвало то, что всю эту тяжёлую физическую работу выполняли женщины. В процессе деятельности ребята знакомились с кухонной утварью наших предков: кувшинами, чугунками, ухватами, деревянными ложками и др. С интересом они слушали о процессе заготовки глины и участии в нём детей, изготовлении из неё горшков для хранения молока.
Дошкольники познакомились и с некоторыми предметами быта, даже смогли подержать в руках утюг на углях, рукомойник, зыбку, сечку, стиральную доску и др. Им интересно было узнать, как же отдыхали люди по вечерам, ведь ещё не было телевизоров, компьютеров и других гаджетов.
Знакомство с бытом и трудом своих предков удивило детей и оставило яркие впечатления. Наглядный показ и участие в импровизированном процессе изготовления хлеба привёл ребят к выводу о ценности труда и бережном отношении к нему.
Наши крылатые соседи
«Крылатые соседи»– так называется 32 тематическая неделя, посвящённая птицам, главная задача которой не только получить новые знания, но и воспитать у детей доброе, внимательное и заботливое отношение к пернатым.
Началась она с НОД по ознакомлению с окружающим миром с красивым названием «Весенние трели». Дети рассматривали внешний вид птиц, классифицировали их на диких и домашних; с интересом слушали рассказ о перелётных птицах, о вожаке стаи и его помощи молодняку во время перелёта. На НОД по развитию речи мы учились описывать птиц с помощью мнемотаблиц, узнали новые слова по теме и сделали вывод, что пернатых нужно любить и ухаживать за ними, а они, в свою очередь, приносят пользу людям.
На прогулках было организовано наблюдение за птицами на участке: с интересом дети рассматривали воробьёв, синиц, голубей. Особенно необычно было встретить пролетающую над садиком чайку и услышать её голос. Наша продуктивная деятельность на этой неделе тоже посвящена птицам. На рисовании «Яйца и цыплята» дети помогли бабушке, которая потеряла своих цыплят; а на лепке «Птички клюют зёрнышки из блюдечка» расколдовали перелётных птиц и слепили им новых пернатых друзей.
В ходе самостоятельной игровой деятельности дети проявляли интерес к дидактическим играм «Перелётные и зимующие птицы», «Найди домики для птиц», собирали пазлы с изображением пернатых. В группе была организована выставка книг, из которых дети узнавали ответы на интересующие вопросы: Почему птицы вьют гнёзда на деревьях? Почему у птиц перья зимой объёмные, а летом гладкие? Кто управляет перелётными птицами? Интерес вызвала экспериментальная деятельность «Из чего птицы строят гнёзда?», в ходе которой дети выбрали подходящие материалы и выяснили, почему не подходит для гнёзд даже самая красивая бумага и ткань. Проиграть некоторые особенности поведения птиц дети могли в подвижных играх «Птички и кошка», «Воробушки», с удовольствием принимали правила и проигрывали свою роль.
Проведённая работа расширила и обогатила знания детей о птицах, особенностях их внешнего вида и образа жизни; способствовала развитию доброго, внимательно отношения к пернатым, вызвала желание помогать им. Дети с огромным интересом наблюдают за птицами на прогулке и с удовольствием слушают весенние трели; заботятся о пернатых, принося семечки для угощения друзей.
Живой уголок
В рамках проходящей в детском саду тематической недели «Живой уголок» в средней группе была проведена непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром «Мой самый любимый и преданный друг», на НОД ребята узнали, какие животные и птицы обитают в живом уголке. Воспитанники высказывали разные предположения, кто может жить в живом уголке. Во время занятия дети удивлялись тому, что в живом уголке может жить черепаха, был восторг, когда увидели на картинке красивого и яркого попугая, узнали, что есть такая птичка канарейка и она может жить дома в клетке. Для закрепления пройденного материала в конце занятия была проведена дидактическая игра «Хорошо - плохо», дети выбирали карточки и называли можно ли так обращаться с животными и птицами. Делились своим опытом, как нужно ухаживать за животными и птицами, их нужно кормить, чистить клетку, выпускать их клетки, нельзя обижать, замахиваться полкой, причинять боль. Несколько детей рассказали о хомячке и попугае, которые живут у них дома и как они вместе с родителями о них заботятся.
Тема недели нашла своё отражение и в продуктивной деятельности – рисовании «Утята плывут по озеру». Была проведена предварительная работа: рассматривали картины, где изображены утята вместе с мамой уткой, отмечали особенности. Ребята проговаривали, что утка по форме больше утят, утята небольшие, рассказывали, где можно увидеть утят в живой природе.
На аппликаций «В магазин привезли красивые пирамидки» из геометрических фигур вырезали круги и овалы, придавая форму кольца пирамидки, затем нужно было расположить на альбомном листе эти колечки в определенной последовательности. У детей возникали трудности в плавном срезании углов, так чтобы получился круг или овал. В положительных тенденциях можно отметить то, что пирамидки были размещены в центре листа и колечки наклеены от самого большого, до самого маленького. В конце занятия ребята оценивали работы своих сверстников и самые лучшее работы, по мнению детей, были размещены на стенде в уголке творчества.
В группе была размещена выставка обитатели живого уголка, ребята в свободное время могли подойти к ней рассмотреть внимательнее животных и птиц, рассказывали другим детям, которых не было на НОД об обитателях живого уголка.
Игра в настольные игры «Живое лото», воспитанники проговаривали и называли обитателей живого уголка. В игре «Лабиринт» нужно было найти дом и чем питается определенная группа животных. Мальчишки и девчонки с удовольствием играли в эти игры, иногда дополняли рассказами, что ещё нужно для ухода и чем ещё может питаться определённая группа домашних питомцев.
В центре творчества в свободное время лепили животных и птиц стараясь передать характерные формы и пропорции обитателей живого уголка, рисовали и раскрашивали. В игровой форме проводили выставку созданных работ, каждый ребёнок смог почувствовать себя скульптором или художником, рассказать и показать свой шедевр.
Была проведена театрализованная игра «Изобрази животное» воспитанники с помощью костюмов и атрибутов перевоплощались в животных и птиц, стараясь движениями рук и ног передать повадки животных, с помощью голоса издавали голоса животных.
Проведённая работа способствовала обогащению знаний детей об обитателях живого уголка.
Реализация педагогического проекта
«Театральный калейдоскоп» в средней группе
Вот уже несколько лет подряд в детском саду реализуется педагогический проект «Театральный калейдоскоп», это большая творческая работа, итогом которой становится показ спектаклей.
Детьми средней группы была выбрана венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка». В ходе обсуждения текста мы добавили некоторых героев и немного изменили линию сюжета. Так, детям захотелось, чтобы медвежата на своём пути познакомились с зайцем, повстречались и поиграли с ёжиком. Желание девочек изобразить цветы и летающих вокруг пчёл добавило в наш сценарий красивый танец. Также мы ввели песню о воробьях, которых в самом начале сказки повстречала мама медведица, когда ходила в лес за грибами и ягодами. Проучить жадных медвежат нам помогла не только хитрая лиса, но и мудрая сова, которая сказала простые, но важные слова о справедливости и дружбе.
Почувствовать себя актёром на большой сцене очень ответственно и волнительно, особенно в первый раз, и мы готовились к этому: рассматривали фотографии Шадринского Драматического театра, знакомились с некоторыми театральными профессиями, беседовали о данном виде искусства. Работа над постановкой была разнообразной: мы обсуждали характеры героев, их походку, особенности; учили диалоги, танцы и песни; разыгрывали сцены спектакля, отражали их в продуктивной деятельности. Параллельно этому шла подготовка афиши, билетов, костюмов и атрибутов для показа, приглашение гостей.
Наше первое выступление перед зрительным залом удалось: дети старались перевоплотиться в сказочных героев. И пусть пока не хватило артистизма, не всё получилось так, как хотелось, но спектакль оставил тёплые воспоминания в детских сердцах: они ассоциируют себя с героями сказки, проигрывают сценки и со знанием дела рассуждают о жадности и справедливости.
Спешит весна, звенит капель.
Весна – замечательное время года, это время, когда улыбается природа после долгой зимы и дарит нам вдохновение, творчество и эмоции для новых открытий.
В рамках проходящей в детском саду тематической недели «Спешит весна, звенит капель» в средней группе была проведена непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром «Весна идёт, весне дорогу», на НОД ребята знакомились с признаками весны. В гости в группу приходил дед Природовед, он рассказывал о времени года весна. Дети были очень рады, вместе с Природоведом отправится в путешествие по экологической тропе. Во время этого путешествия ребята самостоятельно рассказывали о признаках весны, высказывали предположения, что происходит с насекомыми весной, с деревьями, растениями. Если кто-то не правильно называл признаки весны, дети исправляли друг друга, помогали. В конце занятия для закрепления материала была проведена игра «Собери и назови признаки весны».
НОД по развитию речи «Приходит весна» рассматривали сюжетные картинки, составляли рассказ по картинкам. Ребята дополняли рассказы детей знаниями полученные раннее. Рассказывали, что весной с крыш свисают сосульки, а когда солнце пригревает, сосульки начинают таить и могут упасть, ночью подтаявший снег замерзает и становиться скольким, нужно быть осторожными.
Тема недели нашла своё отражение и в продуктивной деятельности - рисовании «Пришла весна красна». Была проведена предварительная работа: рассматривали картины, на которых изображено время года весна, во время прогулки проговаривали, какие изменения происходят в природе. Ребята обращали внимание, что снег на солнце тает быстрее, чем в тени, на солнце снег мягкий из него можно слепить комочек, а в тени снег колючий, жесткий.
Читали стихи и рассказы о весне: «Весна, весна», «Идёт весна, идёт весна», «Пришла весна», «Журка». Чтение способствовало формированию внимательно слушать произведения, интерес и любовь к родной природе и поэзий. После прочитанных произведении обсуждали и отвечали на вопросы. В обсуждениях дети высказывались, как автор рассказывает и описывает весну, что им больше всего запомнилось после прочитанного.
Проведённая работа способствует обогащению знаний детей о весне и признаках весны.
С первым лучиком весенним, с птичьимзвонким пеньем каждый год приходит к нам праздник бабушек и мам!
В средней группе в течение двух недель реализовался педагогический проект «Мама – солнышко моё!» На НОД по ознакомлению с окружающим миром дети получили представления о государственном празднике 8 марта, расширили представления о том, что это праздник всех женщин; узнали о профессиях мам, закрепили знания об их фамилиях и отчествах. В ходе беседы «Мамочка моя» было сказано много добрых слов самым красивым, добрым, ласковым, умным. Сюжетно-ролевые игры «Помощь маме по дому», «Приготовим праздничный обед» помогли детям закрепить представления о необходимости помогать маме и способствовали развитию тёплых чувств к своим близким.
Любовь к мамам нашла отражение в продуктивной деятельности: с большим старанием и усердием ребята изображали красивые цветы и подарки, создавали солнышко, лепили кулоны в виде сердечек, красивую посуду. Интерес вызвала выставка «Золотые руки мамочки (бабушки) моей», где были представлены шедевры рукоделия, о которых дети с гордостью рассказывали друг другу.
Итогом проведённой работы стал праздник «С мамочкой любимой», где звучали красивые стихи и душевные песни, исполнялись танцы, и даже была разыграна небольшая сказка о колобке. В силу сложившихся обстоятельств, в этот день в зале не было зрителей, не получили дети поддержки маминых глаз, но они постарались передать любовь и нежность через объектив камеры.
Проект расширил представления детей о празднике 8 марта, о роли мамы и бабушки в жизни, о женских профессиях; способствовал развитию эмоциональной сферы, творческих способностей в продуктивной и музыкальной деятельности.
Мой дом
В рамках проходящей в детском саду тематической недели «Мой дом (мебель)», в средней группе была проведена непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое мебели», на которой ребята знакомились с историей мебели на примере кресла. Была создана проблемная ситуация: «На чём сидели раньше люди?» Дети дали волю фантазии, высказывали различные предположения: на камнях, на срубленных деревьях, на земле. К концу занятия мы пришли к выводу, что сначала люди сидели на камнях, потом на пеньках, затем придумали скамейку, табурет, стул, кресло. Вызвала интерес дидактическая игра «Домашняя мебель»: воспитанники брали картинку и рассказывали о материале, из которого изготовлена мебель, придумывали и описывали её положение в комнате.
На НОД по развитию речи «Украсим кукле комнату» девочки рассказывали о своих любимых куклах, их домах, мебели и атрибутах, а мальчики дополняли рассказы девочек о мебели.
Тема недели нашла своё отображение и в продуктивной деятельности – рисовании «Дом, в котором ты живёшь». Была проведена предварительная работа: рассматривали иллюстрации домов, из конструктора сооружали постройки разной высоты, на прогулке рассматривали многоэтажные и одноэтажные здания около детского сада. Итогом этой работы явилась выставка рисунков, на которой дети с гордостью показывали свои дома.
Полученные знания отразились в игровой деятельности: сюжетно–ролевых играх «Дом», «Магазин мебели», «Семья готовит обед», «Встречаем гостей». С интересом ребята выбирали атрибуты, распределяли роли, обсуждали сюжет игры; это способствовали сплочению коллектива, соблюдению правил игры.
Проведённая в течение недели работа способствует обогащению знаний детей об истории происхождения мебели, о видах мебели, о материалах для её изготовления и использовании человеком. Она дала новые сюжеты для игровой и продуктивной деятельности.
День защитника Отечества
Тематическая неделя, посвященная Дню защитника Отечества, началась в средней группе с НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Наша Армия родная». Просмотр презентации обогатил знания детей о военных профессиях танкиста, летчика, моряка, а дидактическая игра «Чьи головные уборы?» помогла закрепить знания по теме. На НОД по развитию речи дети познакомились со стихотворением Маршака «Пограничники», которое выучили наизусть и с гордостью его рассказывали. Тема недели нашла своё отражение и в продуктивной деятельности: рисовании на тему «Самолёты летят сквозь облака» и аппликации «Летящие самолёты».
В группе была организована выставка «Мой папа (дедушка) – защитник Родины», на которой представлены фотографии из семейных архивов. Дети с гордостью рассказывали о своих героях, а позже с удовольствием изготовляли поздравительные открытки для пап и дедушек. Интерес вызвало создание мини-музея «Военной техники», экспонатами которого стали танки, самолёты, вертолёты. Одним из любимых занятий стала работа с лепбуком, в котором можно рассмотреть флаги различных родов войск, военную технику, военную форму.
Проведённая работа способствует обогащению знаний детей по военной тематике, развивает патриотические чувства, гордость за подвиг родного народа; воспитывает уважение к защитникам Отечества, желание быть такими же сильными, смелыми, отважными.
Тема недели "Одежда..."
В рамках проходящей в детском саду тематической недели «Одежда, обувь, головные уборы», в средней группе была проведена непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое одежды», дети знакомились с историей одежды, сравнивали её по разным признакам, по сезонам. Ребята высказывали предположения, из какого материала раньше изготавливали одежду, обувь, головные уборы.
НОД по развитию речи «Всё расскажем и покажем» способствовало развитию умения описывать предметы, выявляя признаки: цвет, материал, назначение. В гости в группу приходила кукла Даша, она просила ей помочь одеться на прогулку. Ребята с удовольствием ей помогли и рассказали, в какой последовательности нужно одеваться зимой.
На рисовании «Украсим кукле платье» ребята проявляли своё творчество и фантазию, самостоятельно украшали платья кружочками, колечками, линиями, закрепляли умение правильно держать кисточку во время рисования, аккуратно пользоваться гуашью. Была проведена предварительная работа: рассматривали иллюстрации одежды, каким рисунком она украшена. Воспитанники рассказывали о своей одежде, чем она украшена. Девочки рассказывали о своём любимом платье, какой узор его украшает, какого оно цвета.
Играли в сюжетно–ролевые игры «Магазин одежды», «Магазин подарков», «Стирка белья», «Семейный праздник». Во время которых ребята готовили обстановку для игры, подбирали предметы и атрибуты, распределяли роли между собой, соблюдали правила игры.
Проведённая в течение тематической недели работа способствовала закреплению и расширению представлению о видах одежды, обуви, головных уборах, в какое время года мы их носим.
Птичья столовая
Зима – это время метелей, снегопадов, низких температур. Морозы нередко чередуются с оттепелями, деревья покрываются ледяной коркой. В таких условиях птицам очень трудно, они нуждаются в нашей заботе и помощи, жмутся к человеческому жилью. В России с 15 января 2003 года отмечается День зимующих птиц.
В нашем детском саду в январе ежегодно стартует акция «Птичья столовая», в которой поучаствовала средняя группа. Свои знания о пернатых дети уточнили и закрепили с помощью дидактической игры «Зимующие и перелётные птицы». Проведённые на прогулках наблюдения за синицей, снегирями помогли отметить особенности внешнего вида,повадки и среду обитания птиц. Рассматривание птичьих следов на снегу натолкнуло детей на мысли о зависимости следа от размера птицы. Так, маленькие отпечатки они соотнесли с синицами и воробьями, а следы крупнее– с сороками и голубями. В ходе беседы «Чем питаются птицы зимой?» дети узнали о вкусовых предпочтениях пернатых и решили развесить ещё несколько кормушек на нашем участке, которые сделают своими руками. Совместными усилиями мы изготовили их из пластиковых бутылок, украсили и разместили на деревьях.
Для того чтобы кормушки не пустовали, нам была необходима помощь родителей. После проведённой работы в ДОУ дети дома обратились с просьбой помочь с приобретением корма для птиц: семечек, сала, крупы. И, благодаря этой помощи, каждый раз, возвращаясь с прогулки, дети оставляют «обед» в птичьей столовой.
Благодаря этой акции дети не только помогают пернатым перезимовать, но и учатся помогать нуждающимся в заботе, быть отзывчивыми, добрыми.
До свидания, ёлочка!
Наступил Новый 2021 год, пролетели праздники и мы вернулись в детский сад, где нас ждала ёлочка.
В силу сложившихся обстоятельств, новогодний праздник проходил в группе, но от этого он не получился менее запоминающимся и волшебным, ведь главное – это верить в него! Подготовку мы начали с украшения помещения. Дети с нетерпением ждали того дня, когда мы достанем чудесную коробку с нашей ёлочкой и украшениями, приносили поделки и игрушки, сделанные своими руками для неё. Море эмоций мы испытывали, когда утром и вечером включали гирлянды и в темноте любовались огоньками, с которыми не хотелось расставаться.
Сюрпризом для нас было появление высокой ёлки на спортивном участке, которая словно из леса на праздник к нам пришла. Остались в памяти игрушки, которыми украшали её, хороводы и песни, спетые детьми для ёлочки. Лесная красавица принесла детям много радости и нельзя её просто так вынести, не попрощавшись.
В средней группе прошёл праздник «До свидания, ёлочка!» Дети пели новогодние песни, водили хороводы вокруг ёлки на улице; любовались ёлочкой в детском саду. Праздник вызывал разнообразные эмоции: грустные, потому что не хочется прощаться с волшебством; весёлые, ведь наступил Новый год, такой долгожданный, дети повеселились и получили подарки от Деда Мороза! Мы решили не грустить, а отпустить ёлку обратно в лес, домой, но с условием – очень будем скучать и ждать её в следующем году!
«Наступила зима»
Все мы с нетерпением ждём наступления зимы – времени, когда всё кругом оденется в снежные шубки, катания на горках, коньках и лыжах и, конечно же, волшебных новогодних праздников.
В течение недели «Зима. Признаки зимы» дети средней группы погружались в тему: систематизировали и закрепляли знания о данном времени года, учили стихи, наблюдали на прогулках за изменениями в живой и неживой природе, экспериментировали, рисовали, лепили.
На НОД по ознакомлению с окружающим миром побывали в гостях у деда Природоведа, где расширили свои представления о зиме, отметили красоту и связи между явлениями живой и неживой природы. Необычайно увлекательным оказалось виртуальное путешествие в то место, где всегда зима, знакомство с животными Арктики и Антарктики. Дети предположили, что здесь очень понравилось бы Деду Морозу.
НОД по развитию речи на тему Иван Суриков «Зима» способствовала развитию эмоциональной сферы, воспитанию эстетических чувств и любви к родной природе. Дети узнали новое стихотворение, заучили наизусть, несмотря на небольшие трудности в понимании и восприятии поэтического слова.
Проведённые на прогулках наблюдения так же закрепили представления о сезонных изменениях, поспособствовали развитию любознательности, наблюдательности, творческого воображения и бережного отношения к живому. Так, наблюдение за синицей помогло увидеть, как трудно приходится птицам зимовать и вызвало желание помочь пернатым, подкормить их, некоторые дети даже захотели взять их с собой в садик, чтобы согреть. Рассматривания деревья зимой, ребята смогли заметить изменения, а также захотели утеплить их снегом, подгрести его к стволу.
Полученные впечатления отразились в продуктивной деятельности – лепке «Птички прилетели на кормушку и клюют зёрнышки» и рисовании «Маленькой ёлочке холодно зимой».
Провёдённая в течение тематической недели работа способствовала закреплению и расширению представлений о зиме, развитию наблюдательности и любознательности, интереса и любви к родной природе, желанию изучать и беречь её; затронула эмоциональную сферу детей, способствовала развитию эстетических чувств.
Мой город
В средней группе с 23 по 27 ноября был реализован педагогического проекта «Мой город». Каждый человек имеет свою малую Родину. Чаще всего любимым городом является то место, где человек родился и вырос. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать у ребёнка уважительное отношение к малой Родине. Чем больше ребёнок будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина.
На непосредственно образовательной деятельности «Мы в славном городе живем» формировали представления детей о родном городе, его достопримечательностях, дети отправились в путешествие по родному городу, была использована презентация, в которой рассказывалось о достопримечательностях наше города и улицах. Была проведена предварительная работа, рассматривали открытки и фотографий города Шадринска. Дети задавали вопросы «Почему улица Ленина так называется?».
На аппликации «Большой дом» ребята проявляли своё творчество и фантазию. Была проведена предварительная работа: рассматривали иллюстрации домов, из конструктора сооружали постройки разной высоты, на прогулки рассматривали многоэтажные и одноэтажные здания около детского сада, проговаривали, что есть у дома. Во время аппликаций была сложность в правильности держания ножниц, так как не всем детям родители дают дома ножницы. Положительное - дети самостоятельно располагали на листе бумаги детали будущего дома, правильно и аккуратно пользовались клеем, убирали лишний клей.
Через беседы «Моя улица», «Где отдыхают жители Шадринска» продолжали знакомиться с понятиями улица, дорога, перекрёсток, также закрепляли знания о домашнем адресе, ребята познакомились и узнали достопримечательности родного края. Домой было дано задание выучить домашний адрес, приготовить рассказ, где вместе с семьей дети отдыхают, в данной работе нам помогали родители.
Дети познакомились с «Песней о Шадринске» С.А. Чернова, поделились своими впечатлениями, рассказали, что они представляли во время слушанья песни.
Играли в сюжетно - ролевую игру «На автобусе по городу», познакомились со стихами и рассказами зауральских авторов. Во время сюжетно – ролевой игры дети называли по какой улице сейчас едет автобус, где будет следующая остановка, какую следующую достопримечательность мы увидим.
Проведенная работа поспособствовала тому, что дети больше узнали о городе в котором они живут, делились своими впечатлениями и знаниями с родителями.
Золотая осень
В рамках проходящей в детском саду тематической недели «Золотая осень», в средней группе были проведены непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром «Золотая осень» на занятие дети узнали название деревьев, рассматривали листочки с деревьев, играли в игру «С какого дерева листочек», на аппликации «Как мы весело набрали полную корзину грибов» дети самостоятельно вырезали грибы из кругов и квадратов, затем наклеивали. Читали рассказы и стихи об осени, в рассказах и стихах искали приметы осени. Также дети активно играли в развивающие игры: «Дерево, куст, трава», «С чьей ветки детки», «Листопад», в сюжетно – ролевые игры «Семья идет в парк», «На автобусе по городу».
Погода в эти дни была теплой, это нам позволило пройти по территории детского сада и внимательно рассмотреть деревья и листочки, также мы смогли выйти за территорию детского сада рассмотреть и познакомиться с деревьями, которые не растут у нас в детском саду. Сколько же увлекательного и интересного увидели и узнали ребята. Дети наглядно увидели осенние изменения в природе.
Природа и фантазия в средней группе
Золотая осень радует нас разнообразием даров и буйством красок, и невозможно оставаться равнодушным к этой красоте, ведь только осенью можно найти столько материалов для творчества!
С целью приобщения детей к природе, накопления знаний об окружающем мире и укрепления детско-родительских отношений в сентябре в средней группе прошла выставка поделок на тему «Природа и фантазия». Дети совместно с родителями собирали материал, фантазировали и творили. В результате появились оригинальные, интересные поделки, в которых сочетаются различные материалы: тыква в колпачке из фоамирана, белочка из пластилина, сидящая на ветке с шишками, лесное озеро из бумаги с плавающими лебедями из шишек и пластилина, картина из сухоцветов, Осень в платье из листьев и ягод, цветы из фетра, ниток и бисера.
Все экспонаты выставки стали отличным украшением нашей группы и поводом для гордости их авторов. Большое значение имеет и то, что родители проявили активность в совместном творчестве с детьми, направляя их применять природный материал с пользой. Все представленные работы направлены на городскую онлайн-выставку «Природа и фантазия».
Неделя безопасности в средней группе
Тема безопасности дорожного движения не утрачивает своей актуальности в осенне-зимний период, когда становится темно и скользко на дорогах.
В рамках тематической «Недели безопасности» в средней группе был проведен ряд мероприятий с родителями и детьми, направленный на профилактику дорожного травматизма. Так, вниманию родителей предложена памятка «Автомобильное кресло», которая напомнила о его необходимости при перевозке детей, а экспресс-лист «Светоотражающие предметы» побудил применять их для обеспечения безопасности на дороге в тёмное время суток. Опытно-экспериментальная деятельность «Они светятся в темноте!» помогла детям понять предназначение светоотражающих знаков.
С целью знакомства с пешеходным переходом проведена целевая прогулка, на которой дети с интересом наблюдали за транспортом и пешеходами, переходящими проезжую часть, узнавали правила безопасного перехода через дорогу. Полученные знания они применили в сюжетно-ролевых играх «Автобус», «Пешеходный переход», «Шофёры», подвижной игре «Светофор» и закрепили при работе с лэпбуком «Правила дорожного движения».
Проведённые мероприятия привлекли внимание родителей к безопасности дорожного движения и обогатили и систематизировали знания детей средней группы по данной теме.
Здоровье в порядке?
Утренняя гимнастика или зарядка – одна из наиболее распространенных форм физической активности, состоящая из комплекса упражнений умеренной нагрузки. Зарядка тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности – кровообращения, обмен веществ, дыхание. При постоянных занятиях улучшается сон, аппетит, повышается трудоспособность.
В нашем дошкольном учреждении утреннюю гимнастику мы проводим до завтрака после самостоятельной игровой деятельности детей. В данных условия гимнастика преследует ещё и цели организации детского коллектива, переключения внимания детей от свободных, индивидуальных игр и занятий к совместным видам деятельности. Возбуждённые дети, которые уже побегали, попрыгали, успокаиваются, а малоактивные – активизируются. Во время выполнения утренней гимнастики у ребёнка учащается дыхание, розовеет лицо. Для утренней гимнастики подбираются упражнения, доступные детям.
Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет большое воспитательное значение. Систематическое её проведение воспитывает у наших воспитанников привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.
Живой уголок
В течение тематической недели «Живой уголок» дети младшей группы расширяли знания о комнатных растениях, их внешнем виде, об условиях, необходимых для их роста и развития.
На занятии по ознакомлению с окружающим миром «Уход за комнатными растениями» малыши сделали вывод, что цветы украшают группу; для роста им необходим специальный уход: полив, рыхление, опрыскивание и т.д. Рассматривая книгу «Комнатные растения», дети находили фотографии знакомых им цветов, закрепляли названия; особенности ухода за растениями изучали по «Паспорту комнатных растений», который находится в центре экологии в группе. Полученные впечатления были проиграны в сюжетно-ролевой игре «Цветочный магазин».
С интересом малыши принимали участие в трудовой деятельности – в уходе за комнатными растениями в группе, а также в посадке лука и семян редиса. Для фиксации результатов был заведён календарь наблюдения за ростом растений.
Проведённая работа способствует развитию у детей любознательности и пониманию простейших взаимосвязей в природе, поддерживает интерес к комнатным растениям и вызывает желание ухаживать за ними.
День кошек
В России 1 марта отмечают праздник – День кошек – игривых и озорных домашних любимцев, которые дарят нам море положительных эмоций и мало кого оставляют равнодушными.
С детьми младшей группы была проведена беседа, в ходе которой дети узнали о том, что любят кошки, чем питаются и как за ними надо ухаживать. На организованной в группе выставке можно было увидеть книги о кошках, фотографии и иллюстрации, которые дети принесли из дома, а так же любимые игрушки. С интересом рассматривали странички портфолио, посвященные домашним животным и слушали рассказы о них.
Проведённые дидактические игры «Кто, где живёт?» и «Чей малыш?» помогли детям закрепить представления о домашних и диких животных, повторить названия мам и их детенышей.
Проведённый День кошек привлёк внимание детей к домашним животным, обогатил знания о пушистых любимцах, вызвал положительный эмоциональный отклик.
23 февраля
В рамках тематической недели «Поздравляем наших пап!» в младшей группе были проведены мероприятия, посвященные Дню Защитника Отечества: непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром, по развитию речи «Защитники Родины». На этих занятиях дети познакомились с государственным праздником, рассматривали семейные альбомы с фотографиями пап и дедушек в военной форме. В ходе проведения дидактической игры «Мой любимый папа» дети рассказали о том, почему они любят пап и какие они смелые, храбрые и сильные.
Воспитанники узнали, что такое Армия, кто такой солдат, какими качествами он должен обладать; представили, что когда вырасту, будут служить в Армии, защищать Родину. Свои впечатления дети смогли прожить в сюжетно-ролевых играх «Солдаты», «Моряки», а так же в продуктивной деятельности «Летят самолёты».
Работа по данному направлению способствует зарождению основ патриотизма, воспитывает доброе отношение к папам, гордость, благодарность и уважение к защитникам Родины.
Знакомство с народной культурой и традициями
Целая неделя с 9 по 14 февраля была посвящена приобщению к народной культуре и традициям: дети играли с матрёшкой, знакомились с народными промыслами, пробовали свои силы в лепке и рисовании по мотивам дымковских игрушек, проявляли интерес к малым фольклорным произведениями, таким как потешки и песенки. В группе был создан мини-музей народной игрушки, где можно было увидеть глиняные свистульки и кукол из ткани, игрушки и предметы быта из дерева и лозы.
Невозможно погрузится в народную культуру без русской красавицы берёзы. На прогулке дети увидели особенности строения и внешнего вида берёзы, научились отличать её от других деревьев; узнали, что веточки от мороза стали хрупкими и их легко сломать. Ребята отметили, что ствол у берёзы гладкий и что деревья очень красивые, когда на них блестит снег.
Проведённая тематическая неделя способствует развитию интереса к русской народной культуре, к своим истокам и закладывает основы для дальнейшего патриотического воспитания.
Оформление прогулочного участка зимой
Зима – раздолье для зимних игр и забав. Сколько веселья, радости и удовольствия доставляют детям игры в снежки, катания с горки.
Для обеспечения качественной организации прогулки в зимний период мы стараемся создать определенные условия для детей нашей группы: расчищаем участок от снега, сооружаем постройки для развития основных видов движений (ходьба, бег, метание).
В этой работе нам помогают наши воспитанники, с удовольствием носят снег в маленьких ведерках и корзинках. Для украшения зимнего участка мы изготовляем цветные льдинки, делаем цветное снежное теста, из которого лепим большие льдинки для перешагивания, замораживаем воду разного цвета в пластиковых бутылках. Не забываем подкармливать птиц, для этого совместно с детьми на деревья вешаем кормушки для них.
С каким удовольствием и радостью наши дети проводят время на оформленном участке!
День снеговика
Какая же зима без снеговиков? Их любят все – и взрослые, и дети: как только выпадает снег, появляются в каждом дворе укутанные шарфами любимцы: большие и маленькие, с морковкой вместо носа, с ведром на голове.
18 января во всём мире отмечается Международный День снеговика, который не смогли пропустить в младшей группе. Дети с большим интересом познакомились с рассказом В. Сутеева «Ёлка», где снеговик возвращает главный символ новогоднего праздника – ёлку, затем сходили в гости к снеговикам, которые еще в начале зимы поселились на территории нашего детского сада. Совместно с родителями была организована выставка снеговиков из различных материалов. Полученные впечатления отразились и в детских рисунках и аппликациях.
Проведённый День снеговика способствовал приобщению к традициям и вызвал у детей массу положительных эмоций.
День "Зимних деревьев"
Посмотрите кругом: волшебница зима нарядила деревья в снежные белые уборы, всё кругом посеребрило инеем, иней на березах, на рябине. За зиму деревья много раз преображаются, становясь прекрасными.
10 января «День зимних деревьев», в этот день мы с ребятами решили пройти по территории детского сада и рассмотреть зимние деревья. Деревья в инее очень красивые, нарядные. На ветвях, словно вата лежит снег. Большое внимание детей привлекла береза. Зимой береза не замерзает, она живая, но от мороза её веточки и почки становятся хрупкими и быстро ломаются. Ребята обнимали берёзу, ощущали её гладкую и шелковистую поверхность.
Дети получили позитивные эмоции после прогулки и рассказа о деревьях.
Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать
Зима – красивое и весёлое время года: белый снег, горки, лыжи, Новый год, но вместе с тем ещё и метели, холода и вьюги. Это тяжёлое время нелегко пережить птицам. Про зимующих птиц говорят: «Только сытым птицам не страшны низкие температуры».
С детьми младшей группы была организована прогулка «Наблюдение за птицами на кормушке». Дети поразмышляли о том, зачем на кормушке крыша и отметили, что кормушки делают из различных материалов: дерево, пластик, картон и др. Малыши узнали, что птицам зимой очень трудно найти себе корм, ведь всё вокруг покрыто снегом и поэтому люди подкармливают их семечками, зёрнышками и др. С большим удовольствием дети насыпали в кормушки угощение для птиц, которое они принесли из дома. В ходе опытно-экспериментальной деятельности ребята увидели, что птицы на нашем участке больше любят семечки, так как их осталось меньше всего в кормушке.
В конце прогулки дети сделали вывод о том, что нельзя забывать подкармливать птиц каждый день, чтобы они смогли пережить суровую зиму и встретить весну.
Выставка новогодних поделок в группе
Все мы ждём самый волшебный и любимый Новый год – время подарков и чудес. Этот волшебный праздник объединяет всех членов семьи: украшение дома, установка ёлки, изготовление костюмов, подарков и сюрпризов…
Важной частью подготовки к Новому году является изготовление игрушек, ведь совместное творчество сближает родителей и детей и дарит массу положительных эмоций. В рамках реализуемого проекта «Скоро-скоро Новый год» в младшей группе проходит выставка поделок новогодней тематики. Интерьер украсили разнообразные игрушки, поражающие своей красотой и необычностью. В умелых руках ватные диски, фетр, нитки, ткань превращаются в разнообразные ёлочки, мышат, шары, часы. Эти шедевры не могут не найти живой отклик: каждая поделка вызывает интерес и блеск в глазах ребятишек, а также гордость за работу совместную с родителями.
Проводимая выставка поднимает интерес родителей к жизни детского сада, учит взаимопониманию и доверию, способствует укреплению детско-родительских отношений и дарит Всем атмосферу праздника.
День Матери
В рамках тематической недели «Я и моя семья» в младшей группе были проведены мероприятия, посвященные празднику «День Матери». С детьми были проведены беседы: «Вот какая мама!», «Имя моей мамы», дети с удовольствием слушали рассказы о самом дорогом человеке, рассказывали стихи. Целью работы по данному направлению, являлось формирование у детей таких качеств как забота, любовь, уважение. Подарком для мамы была большая коллективная открытка «Солнце из ладошек для любимых мам». Дети очень старались, ведь мама самый родной, самый близкий и бесценный человек на свете.
С праздником, С Днём Матери, наши дорогие мамы.
Экскурсия к светофору
Дошкольнику в силу своего возраста сложно ориентироваться на дороге, для него это большой неизведанный мир, полный опасностей. Задача родителей и педагогов – научить ребёнка ориентироваться в дорожной ситуации, воспитать потребность быть дисциплинированным и осмотрительным.
В ДОУ проводится образовательная деятельность в этом направлении: НОД, различные виды игр, беседы и др. В рамках проходившей в детском саду тематической недели «Транспорт» с детьми младшей группы была проведена экскурсия к перекрёстку «Наблюдение за светофором». Малыши наблюдали за проезжей частью, рассматривали различные виды транспорта. С интересом изучали сигналы светофора, отмечая связь между ними и меняющимся движением пешеходов и машин.
Проведённая экскурсия способствует развитию интереса детей к изучению дорожной ситуации и необходимости соблюдать правила дорожного движения.
Спортивное развлечение «В гости к Зайке»
23 октября для детей младшей группы в рамках недели здоровья прошло спортивное развлечение «В гости к Зайке». Инструктор по ФИЗо Колчанова М.А. предложила детям навестить больного Зайку и помочь ему выздороветь. Дети с удовольствием приняли это предложение и отправились в путь, преодолевали все препятствия: перешагивали через ручеёк, прыгали по кочкам. Малыши с радостью рассказали Зайке о здоровом образе жизни, вместе с ним сделали зарядку. Интерес вызвали предложенные Зайкой игры «Овощи-фрукты» и «Собери грибы», в которых дети показали свои физические качества, а также закрепили знания по данным темам.
Спортивное развлечение способствовало закреплению представлений малышей о здоровом образе жизни, вызвало эмоциональный отклик у детей.